Образовательный документальный фильм для НЛМК
НЛМК — один из крупнейших производителей стали и наш постоянный клиент. Группа владеет крупными производственными площадками в Белгородской области и Липецке, а еще в ее составе есть университет. Для него мы ранее уже уже снимали курс по системному мышлению. В этот раз мы помогли университету в подготовке курса по цифровизации производства.
В 2024 году комбинат отметил 90 лет, и многие праздничные мероприятия касались цифровизации производства, как одного из главных процессов последнего десятилетия. В компании управляют производственными процессами с помощью мобильных устройств, используют 4D-проектирование, создают цифровые двойники объектов и применяют искусственный интеллект для оптимизации процессов. В мае прошла выставка, где подробно об этом рассказывали, а к концу года мы сняли документальный и образовательный фильм о том, как это происходит.
Концепция
Процесс производства стали разделен на четыре основных этапа, или, как их называют на профессиональном сленге, передела. Первый — СГОК или Стойленский горно-обогатительный комбинат, где добывают железную руду. Там ведут добычу сырья. Потом руду дробят и обогащают, на фабрике окомкования получаются окатыши, которые отправляют на второй передел в Липецк — аглодоменное производство, где в доменной печи выплавляют чугун. Третий предел — это сталеплавильное производство, где чугун превращают в сталь разных марок. На последнем этапе горячие стальные слябы раскатывают в листовую сталь, это цех горячего проката.
На каждом этапе происходит множество операций, которые раньше выполнялись или контролировались вручную. Цифровизация — это по сути внедрение интернета вещей (IoT) на производстве. Данные со всех станков собираются в хранилища, где их обрабатывает и анализирует специальное программное обеспечение. Благодаря этой информации можно повысить эффективность производства, снизить объем брака, экономить энергию и правильно распределять ресурсы. Все это экономит деньги и позволяет выпускать более качественную продукцию.
Фильм должен был описать производственную цепочку и подробно объяснить, на каких этапах и как именно используется цифровизация. Описания мы оставили голосу за кадром, а о цифровых процессах в кадре рассказывают реальные сотрудники, которые отвечают за соответствующие направления.
Производство
После обсуждения проекта мы с заказчиком провели несколько итераций, чтобы разобраться, как устроено и работает производство, а также, что и как мы должны показать в фильме. Итогом стал чистовой сценарий, который запустили в производство.
Съемки проходили в Старом Осколе, где расположен ГОК, и в Липецке, на самом комбинате. Поскольку мы раньше уже работали с НЛМК и снимали документальный фильм к юбилею ГОКа, кадры некоторых производственных процедур у нас уже были. Нам предстояло доснять недостающий контент и записать интервью с сотрудниками. На всех этапах нас сопровождали представители заказчика, они обеспечивали доступ, следили за безопасностью и договаривались об интервью с работниками.
На постпродакшне мы записали закадровый текст с приглашенным актером и сделали много графики и инфографики, которая подробно объясняет, как устроено производство, и как именно работает цифровизация. Для монтажеров режиссер сделал подробный гайд, где покадрово описал необходимые графические блоки, это стандартная процедура. Сложность состояла в том, чтобы не показать лишнего, ведь вся цифровая система это объект интеллектуальной собственности и скриншоты могут содержать конфиденциальную информацию.
Учебный курс
Кроме фильма мы помогли университету с созданием курса по цифровой трансформации. Теоретическая его часть состояла из лекций, которые читают сотрудники университета. Их клиент снимал самостоятельно, а LISPAKO помогал с постпродакшном — монтажом и графикой.
Практическая часть курса состоит как раз из четырех серий, каждая из которых описывает один из основных пределов производства, о которых мы рассказали выше. Эти серии и составляют документальный фильм.
Результат
Для документального фильма к четырем основным сериям мы записали вступительную и заключительную части, чтобы повествование было цельным. Кроме того мы подготовили четыре отдельных ролика для обучения, и тизер к полному образовательному курсу по цифровизации для менеджеров.