Имиджевый фильм о крупном горно-обогатительном комбинате
Группа НЛМК — лидирующий международный производитель стальной продукции, входит в число самых эффективных и прибыльных производителей стали в мире.
Стойленский горно-обогатительный комбинат — один из крупнейших активов группы, расположен в Белгородской области. Занимается добычей и обогащением железной руды.
Задача: отметить юбилей предприятия фильмом
В 2021 году комбинату исполняется 60 лет. Это событие планируют отметить рядом торжеств для персонала. Всего на комбинате работают порядка 6 тыс. человек, поэтому большое значение имеют внутренние коммуникации.
Аудиторией фильма должны были стать сотрудники ГОКа. Заказчику хотелось показать, что это большая и важная работа, которая заметна не только сотрудникам, что их труд ценят и уважают. Ранее производством таких фильмов занимались внутри предприятия, но затем решили привлекать сторонних подрядчиков. По задумке руководства, это дало бы важный эффект «взгляда со стороны».
Решение: истории о людях и киноприёмы
Концепция
Мы предложили сделать комбинат субъектом истории, о котором бы рассказывали сами сотрудники. Основной темой стали бы его рост и развитие в течение 60 лет.. Но кое-что остаётся неизменным — люди, на которых и держится комбинат. Сотрудники, как клетки большого организма, обеспечивают его жизнеспособность.
Нам важно было показать каждый отдел, каждую часть предприятия, ведь основная мысль — важен каждый человек, каждый сотрудник. Через предприятие мы планировали рассказать историю людей, которые работают там всю жизнь, иногда целыми семьями.
Проблематика
Чтобы фильм было интересно смотреть, в нём обязательно должен быть конфликт. Он становится центральной точкой сюжета, от которой расходятся все основные линии. В нашем случае вызовом стало строительство фабрики окомкования на территории ГОКа.
Большую часть своей истории ГОК лишь добывал руду, которую для дальнейшей обработки отправляли на другие фабрики. Часть руды вообще приходилось покупать у сторонних компаний, поскольку нужного качества концентрата внутри группы не делали. Но в 2013 году решили построить современную фабрику прямо на территории, чтобы обеспечить производство собственным сырьём и сократить логистические расходы.
Амбициозный проект удалось реализовать быстро и успешно, но вскоре фабрику решили модернизировать, чтобы получать сырьё ещё более высокого качества. Для этого фабрику необходимо было остановить на 1,5 месяца. Это казалось невозможным, ведь она снабжает сырьём множество перерабатывающих предприятий группы, они не могли простаивать, дожидаясь окончания работ. Запас сырья можно было сделать лишь на 15 суток — таковы мощности хранилища. Тогда сотрудники придумали, как устроить работы так, чтобы отключение оборудования заняло только 15 дней.
Центральная проблема одновременно иллюстрирует развитие ГОКа, и показывает, какую роль в его жизни играют неравнодушные сотрудники, как они придумывают уникальные решения, которые повлияют на работу всей огромной группы предприятий НЛМК.
Архивные кадры
В фильмах об истории чего-то логично использовать архивные съёмки. Но иногда их бывает слишком много. Мы решили добавить всего несколько кадров для контраста, чтобы зритель понял, насколько технологичнее и совершеннее стало производство. Мы показали основной карьер, машины, аппараты 60-летней давности и работающие сейчас.
Историческим съёмкам мы отдали порядка 10% экранного времени, поскольку нашей целью не был рассказ о делах давно минувших дней. МЫ хотели сконцентрироваться на том, как живёт предприятие сейчас, какие у него есть проблемы, и как их решают.
Прямая речь и закадровый голос
Большую часть информации зритель получает от реальных сотрудников, они рассказывают, как работает предприятие, и как на нём работается им. Такие комментарии делают ролик достоверным и вызывают эмоциональную вовлечённость зрителя в происходящее.
В нашем фильме много рассказчиков, собрать их всех в одном месте для съёмок было сложно, но в этом нам очень помог заказчик. Каждого героя мы снимали на рабочем месте, поэтому обычно вокруг было очень шумно. Чтобы не осложнять зрителям восприятие информации и не вносить в ролик лишний шум, текст мы попросили записать в студии на микрофон. Записывающую студию мы нашли недалеко от предприятия, в Старом Осколе.
Но помимо этих героев в фильме есть основной рассказчик. Его роль — связать все истории воедино, подвести к началу истории и озвучить выводы в конце. Почти весь фильм мы слышим его голос за кадром, но не видим его лица — лишь силуэт в луче проектора.
На эту роль мы искали человека, которого знали бы все наши зрители, но для предприятия, где работают 6 тыс. человек это непросто. Однако, такой человек нашёлся — Роман Великанский, директор по персоналу дивизиона «Руда».
Изначально мы были готовы к тому, чтобы пригласить для озвучивания стороннего диктора или даже актёра, если бы нужного человека внутри компании не нашлось. Ведь у основного рассказчика должна была быть хорошо поставленная речь. Но нам повезло, оказалось, что Роман долгое время работал на радио и сможет озвучить роль сам.
Визуализация
Так как основным вектором истории было развитие и постоянное совершенствование процессов, важно было как-то визуализировать новые технологии и искусственный интеллект, который используют во внутренней системе планирования разработки.
Классическим приемом, когда речь заходит об инновациях и будущем, является инфографика или CGI — изображения, сгенерированные с помощью трёхмерной компьютерной графики.
Эти приёмы мы осторожно интегрировали в фильм, чтобы не ломать камерную и семейную атмосферу повествования. Графику зритель видит на экранах компьютеров, как 3D-модель карьера. На самом деле программы, которыми пользуются при разработке, выглядят иначе, и неподготовленный человек вряд ли поймёт, что происходит на экране. Графика в простой форме даёт зрителю представление о том, чем именно занимается эта часть предприятия.
Графикой нам пришлось воспользоваться и в сцене общей фотографии, где кто-то оказался в грязном жилете, а кто-то был одет не по технике безопасности. Сцена снималась на бегу не в рабочее время, поэтому эти ляпы не заметили сразу. Из-за этого всё пришлось бы переснимать или вовсе вырезать, но на постпродакшне наш специалист смог «погладить» и очистить форму, добавить одежде длинные рукава.
Магнитная аномалия
ГОК стоит на огромном месторождении железной руды, Курской магнитной аномалии. Это самый мощный на Земле железорудный бассейн и один из крупнейших по запасам богатой железной руды район в мире.
Из-за отклонений магнитного поля в этом месте не вся техника работает корректно. Прежде всего это касается коптеров, внутри каждого из которых есть обычный компас, он помогает устройству ориентироваться в пространстве.
Аэросъёмку мы использовали не только на открытой местности, но и внутри производственных цехов. Их территория огромна, и охватить линию можно лишь с высоты.
Из-за магнитной аномалии компас в дронах сходил с ума, и устройство летело не туда, куда указывал оператор. Изначально мы не приняли это в рассчёт, из-за чего пришлось серьёзно понервничать, когда съёмка пошла не по плану. К счастью, оператору удалось настроить дрон с учётом природных условий, и мы сделали нужные кадры.
Оборудование
Для этого проекта мы выбрали анаморфотную оптику. В анаморфотных объективах применяются цилиндрические оптические компоненты, которые генерируют артефакты изображения вследствие нестандартного хода лучей. Эти «спецэффекты» обеспечивают классическую «киношность» изображения, из-за которой анаморфотные объективы высоко ценятся.
Снимали на модную ARRI Alexa mini. На эту камеру сняты, например, нашумевшие «Джокер» и «Ирландец». Она позволяет получить изображение в пленочном формате 35 мм и идеально подходит для использования с анаморфотной оптикой.
Результат: идеальная картинка и личные истории
У нас получился 7-минутный фильм, рассказывающий о жизни и ежедневной работе огромного предприятия. Мы охватили все основные отделы, показав их специфику через отдельных сотрудников и их истории. Чтобы избежать стиля «бытовой мелодрамы» мы сделали упор на качественную картинку и приёмы, характерные для большого кино — конфликт (строительство фабрики) и интригу с главным рассказчиком.
Фильм показали работникам во время праздничных мероприятий и выложили на канал НЛМК в YouTube. Мы получили положительные отзывы сотрудников, героев фильма и их коллег.
Работа на таком крупном проекте — одновременно проверка наших навыков и новый опыт. Команда LISPAKO была рада поработать с НЛМК и Стойленским ГОКом, надеемся, это не последний наш совместный проект.