Видео для IT-конференций | Студия LISPAKO

Видео для конференций RailsClub и RubyRussia

rubyrussia 2018

RubyRussia — самая крупная в России конференция для Ruby-разработчиков. До 2018 года она носила название RailsClub, но потом организаторы решили расширить горизонты и заменили в названии фреймворк на язык программирования. Видеопродакшн LISPAKO c 2015 года снимает конференцию и создаёт документальные ролики в жанре «как это было».

Организатором конференции выступает компания Evrone. Событие проходит в Москве каждый год. Его история началась в 2009 году со встречи в баре на 15 человек, в 2018 году Ruby Russia привлекла 700 человек из разных стран мира.

Задача: создать архив и передать настроение

Ставка на эмоции

Снимать конференции начали с 2014 года, когда стало понятно, что событие никак не умещается в рамки дружеских посиделок. Первый ролик для RailsClub видепродакшен LISPAKO снял в 2015 году и с тех пор отвечает за все видео.

С течением времени задачи менялись. Сначала заказчику хотелось роликов «для истории», чтобы помнить, как это было, и использовать в будущем для промо следующих событий. Но мы решили пойти чуть более креативным путём, сделать не скучные записи всех докладов и сообщить сухие факты, а передать эмоции и настроение. То, зачем люди и едут на такие мероприятия.

Показать больше людей

Конференция — это люди. Поэтому перед нами стояла задача показать посетителей, спикеров, то, как они взаимодействуют. Во-первых, участники будут стремиться найти себя. Во-вторых, обилие людей передаст масштаб мероприятия. В-третьих, только человек может достоверно передать эмоции. Также важно было показать топовых спикеров, чтобы привлечь потенциальных посетителей.

Аудитория

В целом аудиторию роликов можно описать как «Ruby-специалисты». Но внутри мы подразумевали две группы: участников конференции и её спикеров. Перед организаторами стояла задача привлечь не только новых участников, но и интересных докладчиков, готовых поделиться актуальной информацией. Мы не были привязаны только к России, нам были интересны ведущие профессионалы со всего мира. Им нужно было рассказать, что Москва — это современный развитый город, где есть классные конференции высокого уровня.

Решение: документальные съёмки с рассказами участников

Репортаж, а не документалка

Чтобы рассказать о событии, нужно его показать. Поэтому основой роликов стали документальные съёмки на месте. Мы снимали во время докладов, в перерывах, и, конечно, на афтерпати. Задача ролика — дать зрителю общее представление о том, что происходит на конференции, но не открыть все карты. Поэтому, для RailsClub и RubyRussia, мы снимаем не документальные ролики, а репортажи.

Особенность репортажа — непредсказуемость. Мы никогда не знаем, что случится на месте. Поэтому и сценарий пишется уже после, на этапе постпродакшена. Когда мы точно знаем, что произошло, кто там был и о чём говорил. Когда все материалы на руках, мы выстраиваем из них стройное и логичное повествование.

Синхроны вместо диктора

Мы не любим закадровый голос. Прежде всего, за отсутствие эмоциональной связи с событиями. Диктор хорош для изложения фактуры, но если он начнёт говорить об эмоциях, ему не поверят. Другое дело, когда ими делятся непосредственные участники. Они могут подобрать нужные слова и вызвать доверие зрителя, мы видим лицо и имя человека, который находится в гуще событий. Это очень важно.

От организаторов мы получаем лишь короткий список партнёров и основных спикеров, которых нужно упомянуть. Мы никогда не знаем заранее, кто и что нам расскажет. Поэтому во время конференции мы стараемся найти открытых и интересных людей, которые задают много вопросов и максимально вовлечены в происходящее. Их комментарии и станут озвучкой ролика.

Из-за того, что на репортаже мы работаем без сценария, героев мы всегда набираем с запасом. Многие из тех, кто дают нам комментарий, не попадают в итоговый продукт. Иногда приходится вырезать очень классные, эмоционально насыщенные слова, но если они выбиваются из канвы, ролик это не украсит.

Английский с субтитрами

Первые два ролика для RailsClub мы специально переводили на английский. Тогда требовалось подчеркнуть, что это событие международное, и у нас есть спикеры из разных стран мира. От дубляжа мы отказались сразу, чтобы не мешать передаче эмоций и документальности. Но речь всех русскоговорящих героев дублировали английскими субтитрами.

Позже стало понятно, что основная часть аудитории — русскоговорящие специалисты, те, кому проще приехать на конференцию в Москву, а не, например, в Сан-Франциско. Это нисколько не умаляло статуса мероприятия, но мы решили стать ближе к аудитории и стали всё делать наоборот: дублировать английскую речь русскими субтитрами.

Меньше фактов

Нам повезло, что мы сработались с организаторами и фактически вошли в их команду. Это позволило нам не повторять в видео ту информацию, которую аудитория могла получить в других материалах. К примеру, полный список спикеров и темы их докладов, количество участников и побочные активности, доступные посетителям, легко найти в рассылках и релизах.

Мы выбираем эмоционально насыщенные моменты. За фактуру отвечают редакторы. Такое распределение обязанностей позволяет нам экспериментировать и не бояться, что всю необходимую информацию не удастся уместить в хронометраж.

Личные истории

Все герои наших роликов говорят о своём личном опыте. Всё для того же — передать эмоции и создать доверие.Так, в ролике для RailsClub 2016 организатор рассказывает, что команда четыре года приглашала главную звезду — создателя Ruby Юкихро Мацумото. Он отказывался, и наконец, сам признался почему — он не участвует в конференциях, где есть Rails в названии. Потому что язык больше, чем фреймворк для него. Именно поэтому, RailsClub превратился RubyRussia.

Со временем мы всё больше отходили от разговоров о конференции к историям о людях. Герои рассказывали, что они впервые приехали в Москву, и что событие стало важным опытом для осознания себя как части огромного сообщества рубистов. А в 2019 году один из спикеров рассказал, как конференция побудила его научиться играть на саксофоне.

Оборудование

Первые несколько роликов были целиком сняты на Canon Mark III. Это оптимальная камера для работы в «полевых» условиях: лёгкая, с ней просто перемещаться, да и качество картинки в целом приемлемое. Единственной проблемой была смазанная картинка при движении. Поэтому позже мы перешли на Red Dragon X, это позволило добавить изображению динамики и красивых переходов.

Результат: новые проекты и форматы

Мы очень гордимся тем, что стали постоянным партнёром такой крупной конференции и работаем вместе уже пять лет. За это время мы собрали внушительный архив, который помогает в работе над новыми роликами RubyRussia и компании Evrone. Например, съёмки с конференций мы использовали для документального корпоративного фильма.
 

Мы сработались и ценим это сотрудничество. Поэтому приглашаем ребят и на другие наши проекты. Мне, как и всей команде, комфортно работать с LISPAKO, потому что мы уверены в результате. Нас радует их самостоятельность и профессионализм.

Олег Балбеков
Олег Балбеков
Организатор RubyRussia (ex. RailsClub).

Год от года конференция растёт, что создаёт новые вызовы. Например, в 2019 году мы опробовали новый формат welcome-ролика и создали для спикеров видео-визитки. С RubyRussia мы не скованы рамками формата и вольны предлагать своё видение.

Нам приятно, что ребята сами мотивированы на результат, они не стоят на месте, и постоянно придумывают что-то новое. Они следят за трендами и используют новую информацию. За много лет они стали частью нашей команды.

Елена Могильникова
Елена Могильникова
Организатор RubyRussia (ex. RailsClub)
Материалы по теме
Поделиться
Какой будет
ваша история?