Документальный фильм к юбилею интернет-фестиваля
РИФ-Воронеж — крупнейший в Черноземье фестиваль интернет-технологий. Его идею организаторы позаимствовали у Российского интернет-форума, который проходит в Москве уже 25 лет. В 2019 году воронежский РИФ праздновал 10 лет, по этому случаю его организаторы решили заказать документальный фильм о фестивале.
Задача: рассказать историю форума полно и интересно
Изначально организаторы хотели немного старомодный и пафосный ролик: с закадровым голосом, инфографикой и комментариями самых важных гостей. Но мы решили предложить своё видение: документальный фильм, где историю рассказывают сами её участники. А чтобы смотреть фильм было не скучно, добавить несколько игровых сцен и архивных кадров.
Аудиторией должны были стать посетители и спикеры форума. Видео должно работать на имидж мероприятия и привлекать новых участников.
Решение: рассказ от первого лица
Очень много героев
Особенность воронежского РИФа в том, что многие участники форума со временем превратились в организаторов, и каждый год помогают в подготовке. В основном, это представители местного IT-рынка, которые заинтересованы в развитии такой коммуникационной площадки.
Отбор героев дался непросто, в итоге мы выбрали 17 человек — для короткометражной документалки это рекорд. Это организаторы, основные участники, спикеры и партнёры форума. Из них основными действующими лицами являются 5 человек — они рассказывают, как создавался и развивался фестиваль, а другие герои подтверждают их слова, говорят о своём опыте и эмоциях.
С каждым героем мы провели полноценное интервью. Это значит, что на съёмку каждого человека мы тратили не меньше 1-1,5 часов. При интевью важно наладить контакт с собеседником, расслабить его, чтобы речь выглядела естественно, будто разговор с друзьями в баре.
В итоге мы отсняли шесть часов интервью. Всё это мы уложили в два полных 10-часовых съёмочных дня и один неполный, когда мы доснимали двух не успевших героев.
Удалённая съёмка
Все съёмки наша команда провела в Воронеже, но были герои, которые постоянно живут в Москве и не могли поучаствовать лично. На организацию ещё одного съёмочного дня в Москве ресурсов не было, поэтому мы организовали его удалённо.
Для одного из героев мы нашли оператора, который выполнил классическую съёмку по нашему техзаданию, а других решили снимать по видеосвязи. В 2019 году о пандемии никто и не помышлял, поэтому такой приём выглядел свежо. К тому же, это перекликалось с направленностью мероприятия — интернет, новые формы связи, технологии.
Технически это организовано с помощью трёх смартфонов: один снимает фронтальное видео и пишет звук, второй устанавливают сбоку, а на третьем режиссёр координирует по видеосвязи. Ранее таким же образом мы снимали героев для документального корпоративного фильма Evrone. Family (ссылка).
Архивные кадры
Поскольку фильм должен был рассказать об истории фестиваля, для иллюстрации слов спикеров мы использовали архивные съёмки. Многое было взято из личного архива героев. Один из продакшенов, ранее снимавший фестиваль, отказался предоставить нам черновые кадры, сославшись на то, что уже удалил их. Поэтому восстанавливать историю пришлось по крупицам.
Несмотря на это, мы просмотрели порядка 100 часов архивных съёмок. Отбор кадров сопровождался жаркими дебатами с режиссёром монтажа: всё, что мы хотели бы показать, не могло поместиться в хронометраж. В итоге буквально к каждой к каждой врезке мы подготовили список аргументов, который объясняет, почему именно эти кадры должны быть в этом месте.
Кстати, часть архивных материалов — это сюжеты местных телеканалов. Это подчёркивает важность события для региона и хорошо играет на контрасте с основной картинкой. Ещё мы использовали материалы федеральных СМИ об экс-замминистра связи Алексее Волине, который на форуме поиграл на одном из стендов в офлайн-версию игры, где Волк из мультфильма «Ну, погоди!» ловит в корзину яйца. Это тоже говорит в пользу воронежского РИФа как заметного в России события, которое умеет делать паблисити.
Ручная камера
Чтобы добавить картинке документальности, показать действие от первого лица, почти весь фильм мы снимали ручной камерой. Для этого мы использовали кинокамеру RED Gemini и фотоаппарат Canon Mark III для перебивочных планов.
Помимо камер мы использовали стабилизаторы, свет и отражатели. Однажды отражатель нам заменило здание диагностического центра в центре Воронежа — около него мы снимали одного из героев, когда солнце светило прямо на белую стену здания. Мы запомнили особенность локации, и используем её для других съёмок.
Результат: премьера в кинотеатре и тысячи зрителей
Премьера фильма состоялась на юбилейном десятом фестивале, который проходил в крупном кинотеатре Воронежа. Фильм показывали в нескольких кинозалах перед каждой сессией. По подсчётам организаторов, офлайн его увидели порядка 7 тысяч посетителей форума.
Полный хоронометраж фильма составил 13 минут, на работу нам потребовался месяц.
Мы получили очень тёплые отзывы организаторов и постоянных посетителей форума. Они отметили, что фильм получился насыщенным и достоверным.
РИФ-Воронеж стал одним из крупнейших региональных РИФов в России, мне очень нравится, как к нему подходят организаторы. Приятно видеть, что местное сообщество активно вовлечено в жизнь форума. Фильм это здорово подчёркивает, видно, что всё было не зря. Я получил большое удовольствие от просмотра.