Мономиф за три недели: корпоративный фильм о пандемии для Evrone
IT-компания Evrone разрабатывает технически сложные и высоконагруженные веб-проекты, консультирует стартапы и занимается аудитом сайтов и приложений. В конце 2020 года в компании решили снять корпоративный фильм, который бы рассказал о том, как фирма пережила пандемию.
Задача: поблагодарить и вдохновить
К концу 2020 года LISPAKO работали с Evrone уже около семи лет. В 2018 году мы сделали для компании первый корпоративный фильм. Когда в конце непростого пандемийного года фирма решила сделать очередной проект, вновь обратилась к нам.
Перед продакшеном стояла задача показать, как компания пережила 2020 год, какие этапы прошла, как сумела себя сохранить, и чему научилась. Сроки были сильно ограничены, идея родилась в начале декабря 2020, а готовый фильм планировали показать на онлайн-корпоративе 24 декабря. На подготовку сценария и оборудования, съёмку 12 героев в семи разных точках планеты, редактирование картинки и монтаж было всего три недели.
Фильм должен был стать подарком к традиционному новогоднему корпоративу, который в 2020 впервые прошёл онлайн. Основной аудиторией проекта были сотрудники компании, им хотели показать, что несмотря на сложности, компания твёрдо стоит на ногах и продолжает развиваться. По опыту предыдущего проекта мы понимали, что в будущем его посмотрят также потенциальные сотрудники и клиенты.
Решение: мокьюментари в коллаборации с заказчиком
Мономиф в сценарии
Сценарий был построен по принципу мономифа, главным героем которого стала компания. Мономиф — концепция, согласно которой многие истории имеют единый сюжет, а их герои проходят один и тот же путь. В нашем фильме путь таков: пандемия заставила компанию выйти из прежнего состояния и переродиться, вырасти, пройдя испытания.
Кроме того, один из основателей компании выступил исполнительным продюсером фильма, он взял на себя организацию съёмок, отбор героев и договорённости с ними. Это значительно облегчило подготовку и дало нам больше времени на проработку технической части.
Псевдодокументалистика
Так как мы были сильно ограничены во времени, решено было отказаться от обычных документальных приёмов. Если в первом фильме для компании, мы провели полноценное экспертное интервью с каждым участником, здесь тезисы комментариев были прописаны в сценарии. Суфлёр мы решили не использовать, чтобы каждый передал мысли своими словами.
Всего в фильме участвовали 12 реальных сотрудников компании из разных направлений. Опросить такое количество людей, разбросанных по миру, за три недели во время пандемии — невозможная задача. Но мы справились.
Управляем съёмкой в других странах
Одна из важных идей проекта — компания родилась удалённой, поэтому к главному вызову пандемии была подготовлена. Чтобы это проиллюстрировать, в фильме использованы кадры с сотрудниками, работающими в разных городах России, США, Германии, Турции и даже Перу. Перед нами стояла задача записать каждого из них, но времени и ресурсов на выезд в каждую точку у основной команды не было. Поэтому решено было найти операторов в каждом городе.
Если в Магнитогорске, Сан-Франциско и Турции исполнители нашлись быстро, то в Перу подобных связей у нас не было. Но нам повезло, у мужа героини оказалась камера, и он сам сделал необходимую съёмку по нашему техническому заданию. Ребята находятся в кругосветном путешествии, но продолжают работать из разных точек мира. Поэтому они поделились с нами и другими архивными кадрами из поездки, часть из которых вошла в фильм. Руководителя берлинского офиса тоже снимал знакомый, для этого понадобились лишь три айфона: два для общего и крупного плана и один в качестве микрофона.
Панорамные съёмки городов для переходов мы купили на стоках. Это позволило сэкономить ресурсы и быстро получить качественные кадры. Основная группа работала в Воронеже и Москве, в каждом городе мы провели по два съёмочных дня.
Личные истории и игровые сцены
В отличие от первого фильма, в этом проекте мы решили отказаться от полноценной игровой линии и заменить её отдельными сценами с разными героями. Во-первых, на долгую линию у нас не было времени, во-вторых, обилие рассредоточенных по миру героев и исполнителей не давало возможности сделать качественную игровую связку.
Часть игровых сцен снята дома у реальных сотрудников. Например, один из них с началом локдауна решил переехать с семьёй на дачу и построить себе беседку для работы. Кадры строительства из архива семьи мы тоже включили в фильм.
Из-за ограничений мы смогли снять лишь одну групповую сцену в московском офисе. Она была нужна для передачи творческой атмосферы коворкинга и эмоций: сначала разочарования от опустевшего офиса, а затем — радости от новой встречи.
Я был приятно удивлён тем, насколько профессионально LISPAKO организовали съёмочный процесс. На площадке было много людей, но все они работали как один большой механизм, несмотря на то, что часть членов группы были сторонними специалистами. Несмотря на то, что времени было немного, результат порадовал всех, и менеджмент, и участников, и сотрудников.
Техника в кадре для эффекта присутствия
Почти в каждом кадре с героями видно оборудование, например, микрофон, лампу или камеру. Это сделано сознательно, чтобы создать у зрителя эффект присутствия на площадке. Так мы попытались компенсировать то, что сотрудники не смогли собраться вместе на традиционный корпоратив. Бекстейдж давал эффект погружения и участия в съёмочном процессе вместе с коллегами.
Оборудование
Основной камерой стала RED Gemini. Из оптики использованы объективы ARRI Ultra Prime 32 и 85 мм и фильтр Tiffen Black Pro-Mist 1/4. Для крупных планов мы выбрали Blackmagic Pocket 4K c объективом от Canon 135 мм и светофильтром 1/8. Фильтр Pro-Mist на контрасте хорошо подсвечивает лампы, которые специально попали в кадр. Это создаёт «ламповую» домашнюю атмосферу.
В московском офисе мы, наоборот, решили создать более рабочую обстановку. Для этого мы смонтировали на окна дополнительные холодные светильники, которые дали красивый синий контровой свет. Там же мы использовали два осветителя GreenBean Sunlight PRO с сотами для интересного рисунка на лице героя. Потолочный прибор намеренно попал в кадр для придания «бекстейджности» и выравнивания тени.
Результат: тысячи просмотров и новый фильм
Постпродакшн занял четыре рекордных дня, обычно для подобных проектов требуется не менее двух недель. Наш монтажёр мужественно работал почти по 15 часов в сутки. В результате получился полноценный фильм на 34 минуты, где снялись только реальные сотрудники, которые и рассказали историю главного героя — компании Evrone.
Мы учли опыт прошлого фильма, поэтому решили сосредоточиться на уже достигнутых результатах, подвести итоги. Стояла задача мотивировать сотрудников, сказать им спасибо и обозначить, что планы не меняются: мы выстояли и мы продолжаем работать и развиваться. Конечно, не обошлось без непонимания, кто-то был недоволен тем, что не попал в фильм, не он представил своё направление. Это нормально для компании, где работает сотня высококлассных специалистов. Но позитива мы получили больше, в этом смысле проект полностью выполнил свою функцию.
К середине 2021 года Evrone 2020 собрал на различных площадках более 2,5 тыс. просмотров, что отличный результат для продукта, изначально рассчитанного на столь узкую аудиторию. Это значит, что проект заинтересовал не только действующих сотрудников, но и потенциальных работников и клиентов, рассказал им о ценностях и устройстве компании.
В 2021 году LISPAKO и Evrone сделают новый проект. В нём мы решили отойти от документального формата. А ещё, учитывая предыдущий опыт, мы приступим к съёмкам уже в мае. Премьера также назначена на конец декабря.